На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Daily Storm

628 подписчиков

Свежие комментарии

  • Svetlana Kuzmina
    Дядя Кирби был прав, говоря: «лучшие продавцы навоза часто носят образцы во рту», - потому что он имел ввиду своих со...В Белом доме назв...
  • Юрий Зубрин
    Вот что у них на уме?В Нижнем Новгород...
  • Вад Кук
    Бздит что мы сейчас повысылаем эту черноту мигрантскую вот и старается показать что он не причёмПрезидент Таджики...

Битва за грибную поляну

Как устроен рынок дикоросов в России и что в нем собираются поменять

Недавняя инициатива Минсельхоза забрать полномочия по регулированию рынка дикорастущих грибов, ягод и орехов вызвала ряд опасений со стороны граждан и компаний, работающих в этой отрасли. Для жителей некоторых регионов сбор грибов и последующая их продажа — привычный способ пополнения семейного бюджета. Несмотря на последовавшие разъяснения Минсельхоза, что ограничивать и контролировать сбор дикоросов предприятиями и гражданами планов нет, остался незакрытым ряд вопросов, связанных с тем, как именно будет регулироваться отрасль. Что именно необходимо изменить в законодательстве и какие шаги предпринимаются в этом направлении, разбирался корреспондент Daily Storm.

 

Что из себя представляет рынок дикоросов в России


Рынок дикорастущих грибов в России пока еще находится на ранней стадии развития и очень слабо регламентирован. По разным оценкам, в стране используется в среднем 3-10% общего биологического запаса грибов, ягод и орехов.


Однако общий потенциал рынка дикоросов, в том числе экспортный, весьма велик. По экспертным оценкам, объем рынка — около 100 миллионов долларов в год. Причем около 60% товара на сумму порядка 60 миллионов долларов идут на экспорт. Об этом Daily Storm сообщил представитель «Союза переработчиков дикоросов» Андрей Михайленко.


По его словам, наибольшим спросом на внешних рынках пользуются кедровый орех, таежные ягоды, лисичка, папоротник-орляк и чага. Однако точного статистического учета в стране не ведется в силу того, что дикоросы не вынесены в отдельную статистическую группу.


«В целом мы уверены, что экспорт этой продукции реально нарастить до 500 миллионов долларов в год, если государством будут приняты меры поддержки этой отрасли», — подчеркнул Михайленко.


Он отметил, что в союзе заинтересованы не в экспорте дикорастущего сырья как таковом, а в продукте с высокой добавленной стоимостью.

 

Основные проблемы в отрасли 


Для сбора дикорастущих грибов и ягод существуют две модели: аренда леса для коммерческого сбора грибов и скупка дикоросов у населения. 


Как рассказал Daily Storm заведующий кафедрой лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов Санкт-Петербургской лесотехнической академии Владимир Петров, действующий закон предполагает в первую очередь использование механизма аренды.


«Статья 25 Лесного кодекса гласит, что сбор дикоросов является видом предпринимательской деятельности, и сбор грибов и ягод в промышленных масштабах может осуществляться только на праве аренды лесного участка», — пояснил Петров.

По его словам, такая схема реализуется на уровне субъектов, но по факту работает плохо. Заключить договор аренды конкретной территории можно на срок от 10 до 49 лет, а плодоношение происходит периодически, и в разные годы хороший урожай грибов и ягод может появляться на разных территориях.


Аналогичного мнения придерживаются и в Союзе переработчиков дикоросов.


«Во-первых, процедура оформления аренды и последующего лесопользования очень затянутая и зарегулированная. Во-вторых, арендатор обременяется целым комплексом обязанностей по содержанию лесного участка: противопожарные меры, обустройство и прочее. Третий фактор, указанный напрямую в лесном законодательстве и договорах аренды, — арендатор не имеет права препятствовать доступу граждан на территорию лесов, в том числе сбору лесных ресурсов», — сказал представитель Союза. 


Второй механизм — скупка ягод, грибов и других дикоросов у населения. Де-факто компании-переработчики получают сырье именно посредством этого механизма. По мнению экспертов, такая схема более эффективна и, казалось бы, выгодна всем участникам процесса, но очень слабо регламентирована законом.


Из статьи 35 Лесного кодекса и статьи 221 Гражданского кодекса следует, что граждане имеют право на сбор пищевых лесных ресурсов и приобретают на них право собственности. Более того, налоговое законодательство напрямую освобождает физические лица от уплаты подоходного налога от реализации заготовленных ими дикоросов. Казалось бы, все просто: граждане, как в советские времена, заготавливают дикоросы и сдают их на заготовительные пункты. Но и здесь есть ряд проблем, главная из которых — отсутствие механизма расчетов с населением. 


«Если мы, будучи коммерческими субъектами, рассчитываемся с гражданами, переводя денежные средства на их лицевые счета, либо снимая деньги со своих расчетных счетов, то такие финансовые операции расцениваются коммерческими банками как высоко рискованные, что влечет блокировку наших счетов и счетов физлиц. Это массовая проблема. Поэтому мы давно ходатайствуем о внедрении подобного механизма. Надеемся, что сейчас Минсельхоз обратит на это внимание и мы сможем совместно решить эту проблему. В этой связи должны быть разработаны четкие критерии, позволяющие отделить добропорядочных участников отрасли от тех, кто использует такие операции как прикрытие нелегальной финансовой деятельности», — пояснил представитель союза.


Еще одной проблемой в Союзе переработчиков дикоросов считают правовую коллизию с законодательными нормами об ответственности за незаконное предпринимательство, установленными в Административном и Уголовном кодексах.


«Граждане, казалось бы, имеют право собирать дикоросы (притом в неограниченном количестве), напрямую установлено их право собственности, получаемый доход освобожден от подоходного налога, но в то же время в законодательстве есть нормы о незаконном предпринимательстве. И формально, если гражданин продает дикоросы на системной основе, с точки зрения, например, Административного кодекса, это указывает на то, что он ведет незаконную предпринимательскую деятельность (без регистрации ИП). Но мы понимаем, что это казуистика в чистом виде, здесь должна быть норма, которая напрямую бы устраняла данное противоречие. Например, в законе о личном подсобном хозяйстве имеется подобная норма, согласно которой реализация продукции, полученной в личном подсобном хозяйстве, не является предпринимательской деятельностью. Мы ходатайствуем, чтобы и в отношении пищевых лесных ресурсов была введена такая норма», — подчеркнули в союзе.

Несовершенство правового регулирования является одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли.


В пресс-службе Федеральной налоговой службы Daily Storm подтвердили, что деятельность по продаже физлицами собранных в лесу ягод и грибов действительно не облагается подоходным налогом.

 

Найти регулятора


В Союзе переработчиков дикоросов приветствуют решение о передаче полномочий по регулированию рынка Минсельхозу.


«Сейчас в государстве нет так называемого единого окна, профильного министерства, которое бы нас курировало, вырабатывало единую государственную политику. Минсельхоз имеет широкий опыт не только регулирования рынков продовольствия, но и оказания мер государственной поддержки», — сказал Михайленко.


В первую очередь переработчики дикоросов ожидают от Минсельхоза льготных кредитов, а также поддержки экспорта, которую уже получают участники сельскохозяйственного и продовольственного рынков, а также совершенствования отраслевого законодательства.


Заведующий кафедрой лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов Санкт-Петербургской лесотехнической академии Владимир Петров считает, что регулирование отрасли нужно вводить исключительно в отношении юридических лиц, а регулятивную функцию логично было бы оставить за Рослесхозом, поскольку деятельность происходит на территориях лесного фонда.


«Кто будет этим заниматься в Минсельхозе, я не представляю. Это надо иметь свои структуры, которые в этом деле бы что-то понимали. Конечно, речь идет о пищевых продуктах, по этому признаку эту отрасль включили в Минсельхоз. Но это просто перетягивание одеяла от одного ведомства к другому. Это неправильно. Поскольку это предпринимательская деятельность, конечно, в регулировании будет принимать участие и Минпромторг. В случае реализации товара за рубеж, конечно, будут принимать активное участие и службы ветеринарного надзора и контроля, и таможня», — сказал Петров.

Кроме того, 12 декабря 2018 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, внесенный главой комитета Госдумы по природным ресурсам Николаем Николаевым. Он предлагает воссоздание в России заготовительных контор, куда граждане могли бы сдавать собранные ими дикоросы.


По данным источника Daily Storm в Госдуме, рассмотрение законопроекта в последующих чтениях было отложено по неизвестным причинам. Второе чтение запланировано на следующую неделю. Источник полагает, что такая задержка может быть связана с деятельностью Минсельхоза.

  

Что планирует сделать Минсельхоз


В Минсельхозе Daily Storm сообщили, что ведомство «предлагает повысить качество и эффективность нормативно-правового регулирования в этой сфере и обеспечить доступ предприятиям заготовки, переработки и хранения дикоросов к действующим мерам господдержки», однако ответа на вопрос, какие именно меры планируется предпринять, на момент публикации из министерства не поступило.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх